Обзор б/у smart: На гребне популярности

С обвалом курса гривны и ростом цен на все, в том числе и на топливо, наши автомобилисты стали избавляться от больших машин с прожорливыми двигателями и начали обращать внимание на компактные и экономичные. Сейчас самым популярным из них стал крошка smart.

История создания smart
Мысль о создании субкомпактного городского автомобильчика пришла в голову Николасу Джорджу Хайеку – основателю часовой компании Swatch. Желая довести свой проект Swatchmobile до конвейера, он обращался за техподдержкой к разным производителям, но понимание нашел только в Mercedes-Benz. Прообразами новой модели стали концепты Eco Sprinter и Eco Speedster, представленные в 1993 году. Чтобы не потерять репутацию производителя премиум-моделей, Mercedes создал отдельное, совместное со Swatch СП – Micro Compact Car, которое появилось в 1994 году, а спустя три года был представлен предсерийный образец smart (Swatch Mercedes Art). Однако после скандала с опрокидыванием Mercedes А-klasse подготовка к производству микролитражки была временно прекращена – компания занялась ее доработкой. Серийное производство smart началось в 1998 году, после чего фирма Swatch вышла из проекта, а MCC была переименована в Smart GmbH.

Наибольшим спросом в Украине пользуются автомобили smart первого поколения в 3-дверном исполнении ForTwo (в названии заложена их пассажировместимость – для двух человек). Главным образом на такую популярность повлияла их относительно невысокая стоимость по сравнению с более дорогими наследниками, которые по цене сопоставимы с полноразмерными моделями других брендов.

Гамма модификаций smart очень широка, но сегодня мы рассмотрим потребительские качества самых массовых версий FourTwo первой генерации.

Вот это конструкция!

Конструкция малютки весьма неординарна. Так, большинство навесных панелей ее кузова – пластиковые (передняя часть, бамперы, филенки дверей и крышки багажника). Сам каркас кузова, представляющий собой высокопрочную защитную капсулу салона, выделен другим цветом, отличным от навесных панелей. Под привычным капотом мотора нет – он установлен в задней части авто под полом багажника. Капот здесь не открывается, он выполнен единым целым с передним бампером и крыльями. Под вентиляционными решетками снизу лобового стекла спрятаны заливные горловины бычка омывателя стекол и охлаждающей жидкости, а аккумулятор – в салоне под пассажирским ковриком. Привод колес у всех smart задний. Для удобства посадки двери сделаны очень большими, плюс ко всему они лишены традиционных рамок. Необычна и крышка багажника – она состоит из двух раздельных частей: верхней, стеклянной, через которую удобно класть легкую поклажу, и нижней, с металлическим каркасом, которая отбрасывается вниз и может выдержать нагрузку до 50 кг.

Пластик бамперов оказался довольно хрупким – его легко разломать при неаккуратной езде, ввиду чего эти элементы кузова пользуются спросом на украинских разборках smart. Коррозия кузова – редкое явление, и обычно она свидетельствует о некачественно выполненном кузовном ремонте. Массивные двери со временем приводят к износу петель (проявляется в затрудненном захлопывании). Способна доставить неприятности система кондиционирования салона («травят» заправочные клапаны, к 80 тыс. км может выйти из строя компрессор) и складывающаяся крыша у кабриолетов (на старых авто отмечен износ электромоторов, как следствие – привод перестает работать).

Интерьер smart и сегодня выглядит оригинально. Благодаря высокому кузову и большому диапазону регулировки передних сидений внутри микролитражки нормально разместятся даже двое высоких людей. Сидеть на ковшеобразных креслах с интегрированными подголовниками, возвышающимися почти до самой крыши, очень удобно, правда, при этом они ограничивают видимость через внутреннее зеркало заднего вида. Не толкаешься плечами и по ширине. Шумоизоляция неважная. Компактные размеры позволяют с легкостью парковаться в таких местах, где обычная машина не поместится, подъезжая практически вплотную к препятствиям (как раз в таких случаях владельцы чаще всего повреждают бамперы). Ну и, конечно же, ставить малютку вы будете хваленым смартовским способом – перпендикулярно к бордюру, что является неоспоримым преимуществом этой модели, за что, в числе прочего, ее и выбирают жители мегаполисов.

Рекомендуем почитать: В 2015 году количество электромобилей в Украине выросло на 393%
Обзор б/у smart: На гребне популярности smart FourTwo представлен в кузове хэтчбек (в Украине встречается чаще всего) и кабриолет со складывающей кожаной крышей, снабженной электроприводом.
Будьте морально готовы!

Линейка силовых агрегатов smart включает 3-цилиндровые бензиновые и дизельные версии, которые бывают атмосферными и турбированными. По ощущениям smart весьма шустрые, особенно турбированные. Они позволяют, на удивление соседям по потоку, быстро стартовать со светофоров, а за счет компактных размеров – еще и юрко проскакивать между полноразмерными авто.

Многие считают, что такие машинки очень экономичные, но на самом деле это не совсем так: даже при спокойной езде в городе, согласно заводским данным, бензиновые версии поглощают около 6 л на сотню, что вполне сопоставимо с более крупными полноразмерными современными моделями классом выше. Зато дизельные модификации действительно очень рачительны – они расходуют всего 3,9 л и к тому же отличаются большим ресурсом.

Покупая подержанный бензиновый smart, его владелец должен быть морально готов к тому, что вскоре ему придется раскошелиться на дорогостоящий капремонт двигателя. В среднем моторчики выдерживают 100–150 тыс. км – к такому пробегу изнашивается цилиндро-поршневая группа, что проявляется в ухудшении тяги и существенном увеличении расхода масла. Впрочем, даже в исправном состоянии агрегаты smart подъедают смазку – в среднем уходит 500–800 грамм на 1000 км. Блоки всех двигателей выполнены из алюминиевых сплавов и не подлежат капремонту. Впрочем, отечественные умельцы научились их чинить путем гильзования чугунными гильзами. Замена масла тоже непростая процедура, так как сливного отверстия в картере нет и старую смазку извлекают с помощью маслоотсоса.

ГРМ большинства двигателей оснащен металлической цепью (исключение – дорестайлинговые дизельные версии, где применялся ремень). Цепь не отличается особым ресурсом – к 60–70 тыс. км она вытягивается, требуя замены вместе со звездочками и гидронатяжителем. Способна преподнести сюрпризы и турбина – при таких же пробегах она может потребовать замены. Иногда также трескаются выпускные коллекторы в месте крепления с турбиной. Из-за вибраций разбалтывается крепление вентилятора интеркулера, и затем он нарушает герметичность сот радиатора. На старых smart с пробегом под 100 тыс. км встречается течь масла из-под прокладки клапанной крышки, переднего и заднего сальников коленвала, а также изнашивается центральная опора двигателя.

Обзор б/у smart: На гребне популярности На базе smart FourTwo созданы версии Roadster и Coupe, редкие открытые модификации Crossblade и более вместительные пяти­дверки ForFour для четырех человек.
Обзор б/у smart: На гребне популярности Багажник smart невелик – всего 150/260 л, хотя его размеры можно ощутимо увеличить, сложив вперед спинку пассажирского сиденья, а для перевозки длинномеров еще и отбросить нижний борт третьей двери.
Подумал – поехал

Все smart – заднеприводные, и оснащались они 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач Softouch. Она бывает двух типов – обычной (передачи приходится переключать вручную – рычагом КП) и автоматической (передачи изменяются в автоматическом режиме). Особенность работы обеих КП – задумчивость при изменении передач: переключился, нажал на педаль газа, а машина некоторое время не реагирует и продолжает ускорение лишь после ощутимой паузы. Поэтому к подобной работе коробки следует привыкнуть и учитывать это при обгонах, разворотах на перекрестках и т.п.

На старых автомобилях отмечен выход из строя сервоприводов, вследствие чего КП может глючить или переходит в аварийный режим и машина не едет. Схожие проблемы возникают также из-за окисления электропроводки подключения сервоприводов или выхода из строя концевика стоп-сигналов. При пробегах около 100 тыс. км изнашивается диск сцепления.

Берегите колеса!

Особенность ходовой – разновеликие колеса передней и задней оси. Это сделано для повышения устойчивости автомобиля. Шустрой езде способствует и жесткая настройка подвески, которая, правда, снижает комфорт на наших далеко не европейских дорогах. Нередко от них же страдают и маленькие колесики – владельцы гнут диски, попадая в ямы. Впрочем, за счет заднего привода и задней компоновки мотора не стоит перебарщивать со скоростью в поворотах – легкий передок довольно быстро начинает плыть наружу поворота.

Рекомендуем почитать: Авторынок Украины показал признаки выздоровления
Страдают от наших дорог и другие элементы ходовой – ступичные подшипники и пружины (могут треснуть). В передней подвеске McPherson также недолго служат шаровые опоры – около 20–30 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов и втулки стабилизатора – 30–40 тыс. км. При этом стойки способны выдержать около 60 тыс. км, а амортизаторы – 100–150 тыс. км. Еще больше ходят сайлент-блоки задней балки и резинки поперечных рычагов.

Рулевое управление многих smart механическое. Электроусилителем руля оснащались только самые дорогие версии, которые встречаются у нас намного реже. На наших дорогах расходники рулевого (тяги и наконечники) в среднем выхаживают около 60–70 тыс. км. Особенность кинематики рулевого – небольшой выворот колес, что усложняет маневрирование в ограниченных местах.

Слабые места автомобиля Обзор б/у smart: На гребне популярности Цепь ГРМ всех двигателей smart не отличается долговечностью и вытягивается к пробегу в 60–70 тыс. км.
Обзор б/у smart: На гребне популярности При пробегах за 70 тыс. км турбина может прийти в негодность. Иногда также трескаются выпускные коллекторы.
Обзор б/у smart: На гребне популярности В передней подвеске особой долговечностью не отличаются: шаровые опоры, сайлент-блоки и втулки (в среднем служат 20–40 тыс км).
Обзор б/у smart: На гребне популярности В коробках передач smart отмечен выход из строя сервоприводов переключения сцепления или передач.
Резюме Кузов и салон Стильный нестареющий дизайн. Относительно невысокая стоимость. Просторный салон для двоих человек. Конструкция пассажирского сиденья и крышки багажника повышает функциональность авто. Компактные размеры дают неоспоримые преимущества при парковках в мегаполисах. Хрупкий пластик бамперов. Из-за массивных дверей отмечен повышенный износ петель. Неважная шумо­изоляция. Высокие подголовники кресел ограничивают обзор назад. Отмечены проблемы с кондиционером и складывающейся крышей кабриолетов. Двигатели Высокая топливная экономичность дизельных версий и больший их ресурс по сравнению с бензинками. Маловат ресурс цепи ГРМ и бензиновых двигателей, которые на старых авто могут потребовать недешевого капремонта. Неважная экономичность бензиновых версий. Неудобная замена масла. Проблемы с турбиной и интеркулером. Течь масла из-под прокладки клапанной крышки, переднего и заднего сальника коленвала. Износ центральной опоры двигателя. Трансмиссия Секвентальная коробка передач отличается задумчивостью при переключениях передач. Проблемы с КП возникают из-за отказа актуаторов, а также из-за окисления электропроводки их подключения и выхода из строя концевика стоп-сигналов. — Ходовая, рулевое Автомобильчик позволяет ездить очень шустро, даря удовольствие от вождения. Долговечность задней подвески. Беспроблемные тормоза. На наших дорогах нередко гнутся колесные диски, а из-за жесткой настройки ходовой снижается ресурс передней подвески. Быстрее всего изнашиваются шаровые опоры, сайлент-блоки передних рычагов и втулки стабилизатора. Могут треснуть пружины. Небольшой выворот колес.