Современная автомобильная подвеска — устойчивость, управляемость, комфортная езда.

Что такое автомобильная подвеска? Если сделать описание совсем кратким, то это будет выглядеть примерно так: связующее звено между колёсами и кузовом, комфортная езда, устойчивость и управляемость. Но за этой короткой фразой скрывается непрекращающаяся работа инженерной мысли, которая длится уже более сотни лет. За время эволюции от простой кареты до современного автомобиля, простая рессора превратилась в сложнейшую систему механизмов и устройств, которая нейтрализует динамические нагрузки, передаваемые дорожным полотном кузову автомобиля.

Современная система подвески состоит из трёх основных узлов: упругие элементы, механизмы для стабилизации и устройства для гашения колебаний машины.

Основное назначение упругих элементов — обеспечение плавного хода автомобиля.

Сглаживая дискомфорт от езды по неровной и ухабистой дороги, эти детали выступают буфером между подвеской и салоном. Сначала рассмотрим компоненты, пока ещё встречающиеся в некоторых моделях авто, но уже значительно утратившие свои позиции.

Резину можно встретить в современных автомобилях: она применяется в буферах отбоя и сжатия. В качестве подвески она хоть и хороша, так как обеспечивает неплохую плавность хода, но жара и мороз сводят на нет все её положительные свойства.
Листовая рессора долгое время была вне конкуренции. Длинные металлические пластины скреплялись между собой и, благодаря взаимному трению, гасили вибрацию кузова. Амортизаторы при использовании таких рессор не требовались. Основные проблемы: большой вес, размеры и неудовлетворительная плавность хода. Это привело к тому, что теперь такие рессоры встречаются крайне редко.
На сегодняшний день наиболее используемые виды подвесок – пружинные. Несмотря на то, что их применение не гарантирует отменного плавного хода, лёгкая витая пружина популярна благодаря своей компактности и дешевизне.
Торсион – это упругий стержень, изготовленный из хромистой или кремниевой стали, который воспринимая нагрузку, работает на скручивание. Если делать сравнение с пружиной, он выигрывает по надёжности, к тому же меньше весит. Ощутимый минус – меньшая компактность. Торсион занимает много места, поэтому установка его допускается только на рамных авто, например на джипах.
Гидропневматика и пневматика в упругих компонентах – это, на данный период времени, лучший выбор для плавности хода. К тому же пневматическая подвеска позволяет изменять положение кузова относительно дороги. Дорожная нагрузка воспринимается на пневмоэлементы, в которых применяется сжатый газ, воздух или рабочая жидкость. Гидропневматические и пневматические подвески конструктивно очень сложны, в современных вариантах заложены даже автоматические изменения характеристик. Но высокая стоимость, которая обусловлена такой сложностью, слегка тормозит широкое применение этой технологии.
Механизмы для стабилизации, они же направляющие устройства определяют управляемость и устойчивость автомобиля.

Эти важные функции выполняют, как правило, рычаги – элементы направляющего устройства подвески. Одним концом они крепятся к раме, вторым – к колесу. Траектория движения колёс определяет кинематику подвески, которая в зависимости от направляющего элемента может быть или зависимой, или независимой. Разница между ними состоит в жёсткости соединения колёс друг с другом. Если балка или мост жёстко крепят колёса на одной оси, такая подвеска называется зависимой. У независимой подвески колёса способны вращаться отдельно друг от друга.

Зависимая подвеска практически не применяется в современных легковых автомобилях, так как не даёт достаточно плавного хода и высокой управляемости. Но у неё есть свои плюсы: большая прочность и немалые ходы колёс. В наше время применяется, в основном, на внедорожниках или на некоторых пикапах.
Независимая подвеска способна обеспечить хорошую управляемость авто и уменьшение неподрессоренной массы. Классический вариант такой подвески – это механизм со сдвоенными поперечными рычагами и с отдельно расположенным амортизатором. Из-за громоздкости устанавливается, в основном, на спортивных моделях или на больших автомобилях класса люкс.
В последнее время появились промежуточные варианты данных подвесок: полунезависимые и полузависимые. В полузависимых подвесках зависимость колёс друг от друга несколько снижена, так как балка закручивается вокруг собственной оси. Полунезависимый вариант также неплох, так как способен дать хорошую управляемость и плавный ход.
Жидкостный или газовый амортизатор – очень важная составляющая в устройстве современной подвески.

Современный «поглотитель колебаний» (shock absorbers) – это сложное телескопическое устройство, которое сжимается и расправляется с заданным сопротивлением, настраиваемым единожды на выпускающем его заводе. Управляемость автомобиля в немалой степени зависит от этих настроек и состояния механизма. Чтобы понять роль, которую играют амортизаторы, представьте себе прыгающее после каждого бугорка как мячик, транспортное средство; потому что в подвеске стоят одни пружины.

Даже это поверхностное и краткое описание принципов работы современной подвески показывает, насколько сложна данная конструкция. Сочетание множества взаимосвязанных элементов ставит задачу слаженного функционирования всех систем. Ведь для потребителя главное — не количество установленных деталей, а комфортность и безопасность передвижения.